gzip.ru - технологии для людей
Ламповый звук hi-end и винтажная электроника Ламповый усилитель на одной лампе 6Ф5П

Из имеющихся старых радиодеталей можно собрать хороший ламповый усилитель. Но зачем он нужен? Ведь ламповая схемотехника осталась в прошлом, и эти вакуумные приборы заменили транзисторы и микросхемы, которые в разы меньше и эффективней. Казалось бы, зачем возвращаться к прошлому и собирать громоздкое устройство?

Поверьте, собрав его, Вы будете вознаграждены неповторимым кристальным ламповым звуком и сможете заново открыть для себя много красивой музыки. Ламповый усилитель не шипит, в отличие от многих активных акустических систем для ПК и имеет, на мой взгляд, сбалансированную АЧХ на звуковом диапазоне. При прослушивании музыки, исполненной на настоящих живых инструментах, они становятся слышны. При прослушивании на транзисторно-микросхемных усилителях среднего класса звуки часто сливаются в кашу.

Собирая ламповый усилитель, Вы сможете попрактиковаться в таком непростом деле, как ламповая схемотехника. Здесь, действительно, как много пишут на аудиофильских сайтах, разные детали звучат по-разному. И при монтаже конструкции используется навесной монтаж, когда радиодетали припаиваются непосредственно друг к другу.

Первый усилитель, который был собран в качестве макета - это так называемая схема Лофтин-Уайт (автор данного варианта схемы - Сергей Сергеев), где первый и второй каскад соединены непосредственно друг с другом без каких-либо элементов. Усилитель собран всего на одной комбинированной лампе, которая содержит в себе триод и пентод. На триоде собран первый каскад, который раскачивает второй каскад, собранный на пентоде.

Лофтин-уайт на 6Ф5п
Особенность этой схемы - довольно высокое анодное напряжение пентодной части и наличие в катоде мощного резистора, на котором во время работы выделяется много тепла. Чем же хороша эта схема? Прежде всего - тем, что в ней отсутствует т.н. "проходной" конденсатор, соединяющий каскады. От этого конденсатора зависит качество звучания усилителя. Схема заработала сразу без настроек, несмотря на то, что катодные резисторы были переменными для возможности настройки. Указанные на схеме номиналы оказались оптимальными.

Второй вариант усилителя на этой же лампе - с проходным конденсатором. В этом варианте схемы анодное напряжение ниже и не требуется мощный резистор в катоде пентода. Так же, при макетировании были установлены переменные резисторы и опять указанные на схеме номиналы оказались подходящими.

Второй вариант усилителя на 6Ф5П
Макет для отслушивания выглядит довольно неказисто: он собран на раме от старой ламповой конструкции - предположительно, радиоприёмника. Основное количество радиодеталей находятся в т.н. "подвале" - с нижней стороны рамы.

Макет усилителя на одной лампе

После макетирования и отслушивания можно сделать корпус и акустическую систему для данного усилителя. Этот усилитель хорош тем, что содержит всего одну лампу и хорошо подходит для первого лампового усилителя, не нуждающегося в настройках. Единственная настройка по второй схеме - это выбор проходного конденсатора (на схеме - 0.068мкФ, между анодом триода и сеткой пентода). Его рекомендованная ёмкость - от 0.047 до 0.47мкф, 400В. О выборе типа конденсатора много написано на аудиофильских сайтах и мнения часто расходятся. Пожалуй, чаще всего они сходятся на фторопластовом конденсаторе ФТ-3 и К40У-9. Рекомендуют: К78, К73, К40, К42, К77, а также К72П-6, К72-9.

Все резисторы в макете усилителя - МЛТ-2 от старых телевизоров. Рекомендуют использовать резисторы ВС (зелёные), которые дают яко бы более мягкий звук. Трансформатор - ТВЗ-1-2, также от телевизора. Можно использовать и другие "телевизионные" трансформаторы и трансформаторы от ламповой аппаратуры: ТВЗ-1-9 и ТВ-ЗШ. Следует помнить, что каждый трансформатор рассчитан на своё сопротивление нагрузки - чаще 4 или 8 Ом. В качестве универсального варианта, можно перемотать вторичную обмотку, сделав отводы для разных нагрузок. Некоторые трансформаторы не имеют зазора в магнитопроводе. Его наличие можно найти в интернете. Если зазора нет, то необходимо разобрать трансформатор, сняв I-образные пластины и положить под них слой тонкой кальки, затем вернуть пластины и собрать кожух трансформатора обратно. Наличие зазора не позволит магнитопроводу трансформатора войти в насыщение, в противном случае трансформатор будет вносить искажение в звук.

Отдельно стоит описать блок питания трансформатора. На макете использован трансформатор ТС-180-2. Две вторичных обмотки его соединены последовательно, напряжение выпрямлено двухполупериодным выпрямителем с удвоением для получения примерно 270 вольт. При наличии другого трансформатора - например, типа ТА или ТАН, можно собрать выпрямитель без удвоения, по мостовой схеме.

Непременным атрибутом блока питания лампового усилителя должен быть дроссель в цепи анодного питания, который не позволит 50-герцовому фону пройти к лампам, и, как следствие, - к акустике. Конденсаторы перед дросселем и после него в макете усилителя были номиналом 200мкФ 400В. Рекомендуют соединять цепи накала резисторами по 100-200 Ом с общим проводом для уменьшения фона 50Гц. В собранном макете этого не понадобилось, фон отсутствовал и без этих резисторов. В качестве дросселя использован дроссель от телевизора, который стоял в блоке питания в цепи анодного питания.

Ниже приведена схема блока питания лампового усилителя от господина Манакова, известного строителя ламповых усилителей.

Схема блока питания лампового усилителя
Важная особенность, не отражённая на схемах: анодное напряжение необходимо подавать после прогрева ламп - минимум через 30 секунд после подачи напряжения накала, для чего на макете предусмотрен отдельный выключатель. Лампа накаливания включена между сетью и силовым трансформатором, на случай замыкания или неисправности.

В усилителе применена б/у лампа от телевизора. Изначально она рассчитана на работу в блоке кадровой развёртки телевизора, но, в виду того, что она комбинированная (триод+пентод) и имеет неплохие характеристики, её использование в усилителе начального уровня очень заманчиво, при том, что звук получается весьма хороший.

После сборки и изучения работы этой схемы можно приступать к построению стерео-усилителя.

Подобрать качественный усилитель
Подобрать качественный усилитель



Понравилась статья? Поставьте лайк:

Пожалуйста, напишите комментарий к статье:
Ваше имя
Комментарий
Длина текста:
введите число с картинки

Комментарии: 12

Леонид10 сен 2014 17:35
Как сделать дроссель для лампового усилителя? Я имею в виду как расчитать индуктивность, количество витков, сечение сердечника и так далее.

Гость23 авг 2014 10:47
Re: усилитель звука на лампах от телевизора простые схемы
Рекомендую эту схему, весьма достойная. Правда лампа не совсем звуковая, но работает здесь превосходно. По крайней мере, вы сразу услышите разницу от каменных усилителей (от дешёвых - точно).

Гость28 июл 2014 18:13
Собирал усилитель на этой лампе, мне понравился, для начала он весьма хорош. Но затем всё-таки хочется попробовать более серьёзные лампы, прежде всего те, которы предназначены для аудио.

Гость26 июн 2014 10:54
Подскажите пожалуйста какую нибудь схему для сборки самодельной акустики под первую схему на 4 ом.

Спасибо.

LA20 май 2014 17:03
Дроссель, прежде всего, должен выдерживать ток, который потребляет схема. В остальном он является частью CLC фильтра, который подавляет фон сети. Поэтому параметры дросселя можно определить из расчётов данного типа фильтров.

Игорь20 май 2014 11:18
Теперь все нормально. Спасибо запомощь.

Еще есть вопрос по дросселю - какой критерий выбора (индуктивность, сопротивление)? Как можно расчитать под конкретный блок питания?

Гость08 май 2014 16:32
Проверить фазировку питающих обмоток трансформатора просто: суммарное напряжение должно быть равно сумме напряжений всех обмоток. R6 в этой схеме, действительно, сильно нагревается.
Проверьте в первую очередь катодный резистор триода и конденсатор, который стоит параллельное ему, а также R2 и R4.

Игорь08 май 2014 16:28
dsc_0104.jpg

После устранения неточностей в подключении проблема с тихим звуком исчезла и возникла следующая: После включения анодного напряжения одновременно с подачей усиливаемого сигнала в колонке возникает звук, при этом он по уровню не отличается от исходного. Через 5-7 секунд он затихает и в колонке появляется слабый гул. Резистор R6 сильно греется.

Замерил анодные напряжения:
1. триод - 223 В
2. пентод - 66 В.

Может проблема в возможной не правильной распайке вторичных обмоток на питающем трансформаторе? Из схемы я понял что подключать надо так:
5-7" - выход
следующие обмотки соединяются перемычками
5"-7
6"-6
8"-8

LA07 май 2014 8:24
Проверьте режимы первой и второй половинок лампы (напряжения на анодах), а также напряжения на катодных резисторах, создающих смещения.
На аноде триодной части лампы должно быть порядка 100 вольт, на катоде пентодной части - порядка 130 вольт (если по схеме Лофтин-Уайт).

Если возможно, пришлите фото того, что собрали (e-mail - в резделе "контакты"), прикрепим сюда.

Игорь07 май 2014 1:29
Собрал с выходным трансформатором ТВ-3Ш-2 и резистором 6.8 ом 5Вт. Сигнал очень тихий в колонке, и то при максимальном входном сигнале. Подскажите пожалуйста в чем может быть дело?
спасибо.

LA18 апр 2014 9:53
В телевизорах эти диоды вполне работали, наряду с Д7. Единственное, следует подобрать нужный буквенный индекс по напряжению. По току они около 300мА.
Дроссель на макете - от телевизора, его марка - Др-2ЛМ-К, поставлен просто потому, что ничего другого не было. Если дросселей нет, можно заменить резистором на несколько Ом.

Игорь17 апр 2014 21:47
Спасибо!

Диоды Д226 подойдут?
И можно марку дросселя, которая была применена в данном макете?

LA16 апр 2014 16:52
Резисторы подойдут любые, здесь дело вкуса, а он, как известно, у каждого свой. По теме резисторов на том же аудиопортале обсуждение на сорока страницах. Мною были опробованы разные резисторы, остановился на ВС. Диоды советуют выбирать с максимально возможной площадью кристалла. Тема эта, аналогично, многостраничная, кто-то приемлет здесь только кенотроны. Средняя жила на схеме - это заземление. Без него тоже хорошо работает. Про выключатели можно посмотреть схему блока питания по ссылке, что я привёл. Ноль подключается к массе.

Игорь16 апр 2014 16:12
Вопросы будут следующие:
1. Подойдут ли резисторы МТ-2
2. Какие марки диодов лучше применять?
3. По схеме вилки - не понятно, что есть средняя жила. Питание от сети 220?
4. После трансформатора дополнительно предусмотреть выключатели на накал и питание основной схемы?
5. Подключение блока питания - (+) к 380В, а куда 0?

Заранее благодарен за ответы.

LA16 апр 2014 11:14
Задавайте здесь, всем миром поможем.

Гость15 апр 2014 22:04
Подскажите, пожалуйста, кому можно на личную почту задать несколько вопросов по схемам?

Артем02 апр 2014 18:11
Спасибо!

Гость01 апр 2014 13:21
Завышать не следует, чтобы не выйти из нужного режима лампы. Главное - не занижать, особенно после дросселя фильтра анодного напряжения, на котором, как известно, будет падение.
Если выключатель - на входе анодного трансформатора, то можно ставить любой на сетевое напряжение. Если же выключатель находится в цепи 400 вольт, нужно применить на соответствующее напряжение или с пластиковой ручкой.

Артем01 апр 2014 13:02
Спасибо. Болше интересует на сколько завысить можно.
И еще какой выключатель на анодное напряжение поставить чтоб не тряхонуло при включении)

Гость29 мар 2014 22:52
Желательно не занижать.

Комментарии: 12

Дальше в разделе ламповый звук hi-end и винтажная электроника: Онлайн-калькулятор расчёта по размерам магнитопровода габаритной мощности трансформатора, онлайн расчёт мощности ленточного сердечника трансформатора пл или шл по его размерам по формуле.

Главная gzip.ru База знаний радиолюбителя Контакты и кнопки